Нонна Гришаева: Хорошо, когда ты никому ничем не обязана!

Сударушка
№19 2006 год

Тем из журналистов, кто в последнее время пытался взять интервью у Нонны Гришаевой, надо было изрядно расстараться, чтобы успеть «перехватить» актрису на одном из ее ежедневных маршрутов. Перемещаясь между родным театром имени Вахтангова, театром «Квартет И» на «Белорусской» и офисом компании АМЕДИА, в комедийном сериале которой – «Люба, дети и завод» - она до недавнего времени снималась, Нонна была практически неуловима. Вот и интервью «Сударушке» актриса давала за рулем автомобиля, отважно прокладывая путь к цели сквозь московские пробки: она торопилась в аэропорт, чтобы улететь на гастроли в Бельгию…

Усталость шутке не помеха
-Нонна, однажды мне посчастливилось присутствовать на съемках сериала «Люба, дети и завод». Я была удивлена: в конце напряженного съемочного дня вам и другим актерам хватало сил шутить не только «по роли», но и «по жизни», в промежутках между дублями… Это что, свойство комедийного материала – заражать весельем и энергией всех, кто с ним соприкасается?
- Секрет прост – мы получали удовольствие от съемок, поэтому все и выходило вот так, с шутками-прибаутками. А иначе процесс мог превратиться в рутину, что обязательно сказалось бы на результате. Конечно, мы уставали, ведь съемки шли ежедневно в очень активном режиме, но команда у нас подобралась совершенно замечательная! Мы так тепло и хорошо друг к другу относились! Меня просто потряс профессионализм Татьяны Догилевой, знаете, это фантастика! Я не понимаю, откуда она черпала силы, каким образом умудрялась каждый день приходить подготовленной, выучивать неимоверное количество текста…
- Вы с Татьяной Догилевой сыграли близких подруг. А сами вы в женскую дружбу верите?
- Когда-то пережила предательство со стороны самой близкой подруги и с тех пор перестала верить в женскую дружбу.
- Подруга распускала о вам сплетни или ссора произошла «на почве» мужчин?
- На этой самой почве. Так что роль Насти Пряхиной в сериале – это, видимо, реализация моей несбывшейся мечты иметь блузкую подругу. А в жизни я с некоторых пор стараюсь сохранять ровные приятельские отношения. Не более, увы…
- Не секрет, что «Люба…» - это российская версия американского ситкома «Грейс в огне». На ваш взгляд, в чем отличие их юмора от нашего?
- Пожалуй, американский юмор более грубоватый. Наши авторы – большие молодцы, перед ними стояла сложнейшая задача – адаптировать тексты так, чтобы по-русски они звучали смешно, но не вульгарно. И они с ней справились. А как сыграть, чтобы зрителю было смешно, я чувствую интуитивно. Видимо, опыт сказывается. Я ведь еще на третьем курсе института начала работать с юмористическим материалом, это было в программе «Оба-на» у Игоря Угольникова. Да и позже мне часто предлагали комедийный репертуар, и я, судя по всему, постепенно «набила руку». Кстати, помимо работы в театре имения Вахтангова я играю и в спектаклях «Квартета И»: «День Радио», «День выборов», «Быстрее, чем кролики». Последнюю пьесу, между прочим, написали мои земляки-одесситы Слава Хаит и Леша Барац, создавшие «Квартет И». После просмотра ее премьеры Михаил Михайлович Жванецкий сказал: «Это уже не юмор ради юмора, это философский юмор!» Согласитесь, подобная оценка из уст такого человека дорого стоит!
Ребята, не торопите время!
-Но попробуем прокрутить пленку назад. Виноваты ли гены в вашем стремлении стать актрисой?
- Судите сами. У меня прапрабабушка и прапрадедушка пели в Ла Скала. Мой прадед – профессор Новороссийского университета Казанский – переписывался с Немировичем-Данченко. А на освящении дома, нашего дворянского гнезда, в Одессе присутствовали такие актеры, как Давыдов и Савина…
-С чего началось для вас, извините за штамп, покорение Москвы?
- Я приехала сюда сразу по окончании школы, чтобы стать актрисой, и почти поступила, но меня остановила мама. Я была очень домашним ребенком, и она сказала: «Нет, в семнадцать лет я тебя здесь не оставлю!» Мы уехали домой, в Одессу, и там я поступила в музыкальное училище. А на зимние каникулы мы такой антрепризной, как это сейчас называют, командой сделали новогоднюю музыкальную сказку «Принцесса на горошине» и приехали с ней в Москву. Показывали ее с большим успехом на сцене ДК Русакова, теперь это театр Романа Виктюка. Я отработала за время гастролей 53 спектакля, по три в день! Это было мое боевое крещение, причем кроме «Принцессы…» в промежутках между представлениями, я еще и Снегурочкой была у елки – встречала зрителей. Ох, денег заработала по тем временам! Ужасно гордилась собой и поняла, что актерский труд – это совсем нелегко. Вернулась в Одессу и ныла-ныла маме, что все равно хочу учиться в Москве. Прошло еще полгода, и я снова сюда приехала, меня даже в приемной комиссии вспомнили. Мой будущий педагог Валентина Петровна Николаенко воскликнула: «О! Моя птичка из Одессы прилетела, давай-давай на третий тур сразу!» Так я все-таки поступила в Щукинское и уговорила маму оставить меня в Москве.
- Чем запомнились студенческие годы?
- С одной стороны, это были довольно странные и страшные времена: 91-й год, танки возле Белого дома, продукты по карточкам… Мама отправляла из Одессы посылки с едой, которую мне никак не удавалось растянуть, поскольку все сразу же съедалось, а потом приходилось долгое время голодать. Жили мы в общежитии училища в одной комнате с Машей Ароновой. Как-то раз такая смешная история случилась. Так как холодильника у нас не было, мы вывешивали продукты в сетках за окно. Однажды я вывесила за окно сало, которое мне в очередной раз прислала мама. А на следующий день достаю эту стеку и обнаруживаю, что она стала подозрительно легкой, смотрю и понимаю – все сало склевали синицы! Машка так хохотала надо мной – уж очень вид у меня был трагикомичный!
А с другой стороны, это были самые прекрасные годы в моей жизни! Студенты часто не ценят это время, все думают: «Скорей бы работать – в театре, в кино…» Они не понимают, что только в училище есть возможность играть то, что ты хочешь, когда для самостоятельных отрывков ты выбираешь то произведение и ту роль, о которых мечтал. Больше в жизни этого не будет.
С мужчинами что-то не так
- У вас растет очаровательная дочка Настя. Сколько ей лет?
- Девять с половиной.
- Перерыв в работе, связанный с «интересным положением», был?
- Нет, я была полна энергии и до шести месяцев беременности снималась в трех картинах:: в «Графине де Монсоро», голливудском боевике с Джеки Чаном и в картине Артура Аристакесяна «Место на земле», которую возили в Канны. Причем Аристакесян даже несколько изменил сценарий из-за моей беременности. Мы снимали в настоящей колонии хиппи и бомжей, где стоял специфический запах и была жуткая грязь, отчего мне становилось дурно. По сюжету я должна была там остаться, но режиссер сделал так, что моя героиня все же покидает это место. А Джеки Сану свой секрет не открывала, пока не закончился последний съемочный день. Он был ужасно удивлен открывшимися обстоятельствами и сказал: «Вы – профессионал!»
- Настя уже проявляет артистические задатки?
- Небольшие, слава Богу! Нам с бабушкой не хочется, чтобы она вступала в актерский мир. Я надеюсь, что она станет дизайнером. По-моему, в этой профессиональной среде обстановка лучше.
-Между прочим, публика обычно такие слова истолковывает как кокетство. Чтобы быть правильно понятой, скажите, что, на ваш взгляд, является самым большим плюсом и самым большим минусом актерской профессии?
- Самый большой плюс – огромное количество работы, а самый большой минус… Это тоже огромное количество работы, как ни странно. Потому что, с одной стороны, ты абсолютно счастлива, что востребована и много зарабатываешь, а с другой – устаешь настолько, что ни сил, ни здоровья ни на что не хватает!
-Нонна, а почему , как вы думаете, в нашей стране сейчас так много успешных, умных и красивых женщин, чья семейная жизнь заканчивается разводом?
- Боюсь, мой ответ обидит наших мужчин. Но мне кажется, что все-таки с ними… что-то не так. Что касается меня, то дважды я была замужем и в обоих замужествах очень сильно обожглась. Теперь уже не представляю, каким должен быть мужчина, чтобы я снова ему поверила и пошла на серьезные отношения. Я просто не вижу достойных мужчин вокруг себя и подпускать кого-то к себе близко не намерена.
- А может быть, дело еще и в том, что многие современные женщины слишком независимы и самодостаточны?
- Но ведь это ни с чем не сравнимо, когда ты добиваешься чего-то сама! Даже не знаю, стоит ли об этом говорить… Понимаете, вот мне муж несколько раз дарил машины. Разные. Но все равно это был его выбор. И лишь сейчас я купила именно ту машину, о которой мечтала, разрисовала ее, как хотела – в общем, это такое наслаждение! Когда тебе дают и когда ты покупаешь что-то на заработанные тобой  деньги – это совершенно разные вещи. Ты никому не обязана ничем, сама заработала – молодец!
ИЩУ ХОРОШЕГО РЕЖИССЕРА
- Нонна, сериал «Люба, дети и завод», безусловно, придаст новый импульс вашей популярности. А вы не боитесь, что амплуа характерной актрисы отныне станет вашим наказанием?
- Думаю, амплуа комедийной, характерной актрисы по определению не может сковывать. Наоборот, когда тебе предлагают роли героинь, ты можешь почувствовать, что данные рамки для тебя узки, а у характерных ролей – широчайший диапазон и огромные возможности для актрисы, играй в свое удовольствие!
- Но ведь, как правило, героини мечтают о комедии, а те, кто играет дурнушек и смешных девчонок – о главных ролях с любовными переживаниями. С внешностью у вас все в порядке, но неужели вам незнакомы подобные творческие «страдания»?
- Дело в том, что в театре у меня были и есть самые разные роли, я могу сыграть и играю все. Кстати, еще на третьем курсе Щукинского  училища я играла мать убиенного царевича Димитрия – Марфу. У нас на кафедре никто не мог поверить, что это – Гришаева. И мне грех жаловаться на однообразие моего театрального репертуара, приходите на спектакли с моим участием и убедитесь в этом. Вот в кино, в основном, у меня пока были только подруги главных героинь и жены героев. Но ведь я относительно недавно начала свою кинокарьеру… Кстати, и в театре у меня все случилось не сразу. М хотя работы всегда было много, но заветной роли мне пришлось ждать целых десять лет. Это Дениза в музыкальном спектакле «Мадемуазель Нитуш» в театре Вахтангова. Спасибо моему педагогу и режиссеру этого спектакля Владимиру Иванову за то, что дал мне возможность реализоваться! Зато теперь я просто купаюсь в этой роли и надеюсь, что у нас со зрителями это удовольствие взаимное. А я все же не теряю надежды на то, что найдется хороший режиссер, который снимет музыкальный фильм со мной в главной роли.
- Какие еще образы не дают вам покоя?
- Есть две роли, о которых я мечтаю всю жизнь. Это Салли Боулз в «Кабаре» и Элиза Дулиттл в мюзикле «Моя прекрасная леди» по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Я знаю, что сыграю их очень хорошо, и там есть, что играть.
- В этих ролях в свое время блистали знаменитые актрисы – Лайза Минелли в «Кабаре», Одри Хепберн в «Моей прекрасной леди»… Не страшно покушаться на такой репертуар?
- Не-а, мне не страшно! Надо мной Лайза Минелли не довлеет. В конце концов, есть к чему тянуться. Я сейчас расскажу одну историю, и вы поймете, почему я такая бесстрашная. Так случилось, что свое двадцати девятилетие я отпраздновала в Америке на гастролях. УУ меня там живет подруга, и вот она меня спросила: «Нонна, какой подарок тебе сделать на день рождения?» Я ответила: «Хочу посмотреть «Кабаре» на Бродвее. И мы посмотрели этот спектакль, он шел в «Студии 54» - легендарном месте. Это была не постановка Боба Фосса, правда, тоже очень хорошая режиссерская версия, но… с жуткой главной героиней – актриса играла просто из рук вон плохо. И я подумала: «Если они не боятся это делать после Лайзы, да еще с такой никудышной актрисой, то почему же у нас-то, со мной-то не попробовать?!» Я заболела этой идеей!
- А самой спродюсировать собственный творческий проект слабо?
- О-ой, вы знаете, очень бы хотелось, но как-то до этого у меня еще руки не дошли. Я все надеюсь, что будет какая-то инициатива извне, что все само произойдет. Но вот еще немного подожду и, если никто мне не предложит «Кабаре», буду сама искать кого-нибудь, кто захочет это поставить со мной.
- Скажите, а есть ли у вас какой-нибудь безотказный способ, помогающий быстро привести себя в порядок, этакий универсальный рецепт красоты?
- Он обескураживающе прост. Мой рецепт – это сон. Если сплю меньше восьми часов, буду выглядеть ужасно. Если восемь – все в порядке и с лицом, и с организмом. А так ничего особенного я с собой не делаю…
ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ СПОЕТ
- Существует ли литературный персонаж, с которым у актрисы Нонны Гришаевой много общего?
- Такой персонаж точно есть! Это Скралетт О’Хара из «Унесенных ветром». Когда я читала роман, видела в ней себя. «Я больше никогда не буду голодать!» - такое я себе тоже говорила. И порой, когда бывает совсем плохо, я говорю, как она: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра».
- Есть ли у вас какое-нибудь любимое изречение, что-то вроде жизненного девиза?
- Это изречение царя Соломона: «Все пройдет, пройдет и это». Философское это высказывание очень помогает мне в жизни.
- Когда-нибудь вам хотелось воскликнуть: «Остановись мгновенье, ты –прекрасно!»?
- Я такое чувствовала во время спектаклей «Три возраста Казановы», где играла пятнадцатилетнюю Франческу – последнюю возлюбленную главного героя. Мне посчастливилось работать там с уникальным актером Юрием Васильевичем Яковлевым. И каждый раз, когда мы играли этот спектакль, у меня сжималось сердце при мысли, что, быть может, это счастье – в последний раз. К сожалению, однажды так и случилось – спектакль сняли. Но для меня до сих пор это очень сильное впечатление!
- Нонна, когда я вижу вашу обаятельную улыбку с ямочками на щеках, у меня создается впечатление, что вы очень смешливый человек. Что вы делаете, если кто-то из партнеров вас некстати рассмешил?
- Ну, если это происходит на съемках – не так страшно, можно переснять дубль. А вот когда смешинка залетает в рот на сцене, во время спектакля, приходится терпеть изо всех сил. У меня недавно был такой случай. У нас в Вахтанговском идет спектакль «Фредерик», где я играю с Василием Семеновичем Лановым. Это XVIII век, Франция, кареты, лошади, костюмы, соответствующие той эпохе… И вот мой первый выход. Василий Семенович по роли должен произнести: «Так мы сегодня, стало быть, забавлялись – демонстрировали ножку, выходя из кареты?» Но он почему-то в тот раз сказал: «Так мы сегодня, стало быть, забавлялись – демонстрировали ножку, выходя из троллейбуса?» Это было настолько же смешно, насколько и неожиданно, и я через не могу старалась пересилить себя, чтобы играть дальше. Публика, к счастью, как-то не обратила внимания на эту оговорку, никто не рассмеялся, зрители, видимо, пропустили это мимо ушей. Вот это меня и спасло. Зато теперь есть что вспомнить. И вам рассказать.
- У вас великолепный голос, замечательная пластика, любой вокальный номер вы можете превратить в мини-спектакль… Никогда не возникало соблазна стать певицей?
- После того, как я стала лауреатом конкурса актерской песни имени Андрея Миронова, мне предлагали попробовать себя в качестве певицы. Но, во-первых, я слишком люблю свою профессию и, во-вторых, понимаю, что эстрада поглотила бы меня полностью. Тем не менее, когда у меня бывает свободное время, я записываю собственный диск. Дело в том, что петь меня просят везде и всегда, и в какой-то момент мне надоело исполнять чужие песни. Однажды один человек сказал: «Нонна, ну вы же наверняка пишете стихи. Давайте что-то попробуем сделать». Попробовали – и вот уже четыре песни записали.
- Когда же меломаны смогут этот диск приобрести?
- Вот запишем еще столько же и диск выпустим.
- Вы сочиняете только тексты?
- Нет, я и музыку пишу. Но мне помогает профессиональный аранжировщик, который придает моим песням современное звучание.
- Если можно, процитируйте какое-нибудь из своих стихотворений.
-Может быть, это?
Бреду по аллее в тени Молдаванки, / И мысль прохладною струйкой сочится: / Как мало всего-то для счастья мне надо - / Забыться, уснуть, чтобы вновь здесь родиться!
Это о моем любимом городе, об Одессе…
Беседовала Лилит Гулакян