Нонна Гришаева: "Когда говорят, что мюзикл - это легкий жанр, мне смешно"

Журнал "Городские кассы"
апрель 2011

Каждый вечер в Московском Дворце молодежи разгораются испанские страсти: мюзикл «Zorro» сыграли уже три сотни раз, с ежедневными аншлагами: спектакль опередил по сборам постановки в Лондоне и Париже. Финальные показы «Zorro» будут идти до конца мая. О слагаемых успеха мюзикла, а также о своих мечтах и принципах – Нонна Гришаева.

-Вы не новичок в жанре мюзикла, ведь за плечами «Иствикские ведьмы», «Зубастая няня». В чем секрет успеха именно мюзикла «Zorro»?
-Я в течение четырех месяцев выхожу на сцену и каждый раз пытаюсь сама себе ответить на этот вопрос. Когда я вижу полный зал на 1600 мест, это производит сильное впечатление. Конечно, успех масштабного проекта – это совокупность многих факторов. Прежде всего это музыкальные хиты. Группа Gipsy Kings создала потрясающую музыку, их хиты проверены временем. Не случайно их называют «королями фламенко»: ценятся не только выразительные песни, но и мастерская игра на гитаре. Это причина номер раз. Второе слагаемое успеха – работа режиссера Кристофера Реншоу, всемирно прославленного мастера в области мюзиклов. «Zorro» он ставил неоднократно: в театре Garrick на Вест-Энде и в легендарном парижском кабаре Folies Bergere. Очень важно, что режиссер решил не делать кальку спектаклей, а идти от наших актерских индивидуальностей. Это здорово, когда есть доверие к актеру и умение выигрышно его подать. Я дважды видела постановку мюзикла в Париже и сразу отметила, что с российскими актерами Реншоу словно сочинял эту историю заново, а не воспроизводил прежние находки. Даже текст подгонялся под нас. Для меня, например, нет хуже испытания, чем ввод в готовый чужой рисунок роли. Мне кажется, что режиссер вовремя понял это. Он ставил этот мюзикл в разных странах, но после московской премьеры признался, что наша постановка самая удачная. Российская актерская школа его поразила.
-Говорят, что даже заведующий труппой Большого театра восхищался хореографией этого мюзикла…
- Неудивительно. Фламенко – самый красивый танец, полный темперамента и страсти. Давно мечтала научиться. А здесь я с головой окунулась в его стихию.
-Кому адресован этот спектакль?
- Он для семейного просмотра. Я вижу горящие глаза детей в зале. Особенно радуются мальчики, ведь у нас хорошо поставлены бои и трюки – это настоящий блокбастер. Образ благородного героя Зорро тоже очень их вдохновляет – ему хочется подражать. Любопытство детей подогревается еще и тем, что в спектакле есть сцены с юными актерами, которые играют главных героев в детстве.
-Мюзикл даже назвали «универсальным антидепрессантом»…
-Замечательный комплимент. Да, мы работаем на этот результат, стараемся поднять настроение. Даже поклоны выстроены так, чтобы хорошее настроение было в финале на пике: мы исполняем отрывки из всех хитов. Зрители уходят на эмоциональном подъеме.
-Вы такое количество зарубежных мюзиклов посмотрели! У западных актеров есть чему поучиться? Что положили в свою копилку?
-Я пытаюсь понять природу их профессионализма. Самое сложное – играть и вдобавок петь и танцевать, делая это легко, чтобы дыхание не сбивалось. Главное, чтобы из зала не было видно труда, усилий. Когда говорят, что это легкий жанр, то мне смешно. Хотя и грустно одновременно.
-В чем российские мюзиклы сильнее?
-Разница в эмоциональных затратах артистов. Там актеры более техничны, но меньше подключают душу. У нас другая школа: привычка затрачиваться, откликаться своими эмоциями. Проживать, а не изображать.
-Наверное, аншлаг – это результат не только качественного творческого продукта, но и его талантливого, с точки зрения бизнеса, продвижения на рынке?
-Компания Stage Entertainment – один из крупных специалистов в области мюзиклов. Поэтому восхищает высокий уровень профессионализма. Вся команда работает превосходно, начиная от кассиров и менеджеров. Это серьезная коллективная работа, когда все работают на результат, на продукт.
-Вероятно, коллеги – самые строгие зрители и критики?
-Как раз сегодня на спектакле был Дима Харатьян. Так он звонил аж два раза, чтобы выразить свое восхищение. Даже те коллеги, которые помалкивают, вероятно, просто завидуют. (Смеется.) Мне хочется так думать.
-Давайте поговорим о Вашей театральной карьере. После Щукинского училища Вас пригласили три лучших московских театра: «Ленком», «Сатирикон» и Театр им.Вахтангова. Почему остановили свой выбор на последнем?
- Я полагала, что поскольку большинство педагогов нашего училища – ведущие артисты этого театра, то здесь мне не придется ничего доказывать. Но, оказывается, доказывать пришлось долгие годы. Называю их потерянными годами. Это ужасно обидно: я так многое могла бы сделать в Театре Вахтангова. Ведь пятнадцать лет назад было больше сил и возможностей. Главную роль в музыкальном спектакле «Мадемуазель Нитуш» пришлось ждать десять лет. Жто предложение поступило уже после моего участия в мюзикле «Иствикские ведьмы». Конечно, за что-то я благодарна этому театру. Счастлива, что до сих пор на этой сцене играю в спектаклях «Пиковая дама» и «Без вины виноватые», поставленных замечательным режиссером Петром Фоменко. Пусть это были вводы. Но Фоменко лично вводил меня в эти роли. Репетиции в его кабинете, разговоры о Пушкине и Островском, общение глаза в глаза – это было такое счастье, которое запомнилось на всю жизнь.
- Сегодняшний день Театра Вахтангова как оцениваете?
-Театр на подъеме, потому что художественный руководитель Римас Туминас – фантастический режиссер. Он выпускает одни шедевры.
-Стоит взглянуть на Вашу личную афишу, чтобы понять: Вы невероятно много играете. Откуда такая жадность к работе?
-Для меня сейчас время спрессовано: нужно успеть многое. Ведь будучи в штате Театра Вахтангова, я годами, да что греха таить – десятилетиями, ждала достойных ролей. Сейчас наверстываю упущенное.
-Кто впервые открыл комедийную природу Вашего таланта?
-Педагоги Щукинского училища. Ведь я приехала из Одессы в наивной уверенности, что буду играть только голубых героинь. Дома играла романтических девушек и принцесс. Но педагоги раскрыли глаза на мои возможности комедийной и характерной актрисы. И я расцвела, когда почувствовала эту палитру красок.
-Помнится, Вы еще участвовали в юмористической программе Игоря Угольникова «Оба-на»…
-Тогда, двадцать лет назад, это была единственная юмористическая программа на телевидении, программа номер один. Мы с Машей Ароновой, студентки третьего курса, попали туда. Там и получила невероятно ценный опыт.
-Сейчас так много юмористических программ, которые разрушают все нравственные нормы. Табуированная лексика тоже хлынула с экранов потоком. Как относитесь к этому?
-Это вопрос внутренней культуры, вкуса каждого актера.
- Вы много работаете в жанре пародии в телевизионной программе «Большая разница». Нужна ли здесь этика? Все-таки зачастую это стеб над коллегами по профессии… Или главное – рейтинг любой ценой?
- Уверена, что в жанре пародии важно иметь внутренние принципы. Например, пародия на Марка Тишмана, моего партнера в проекте «Две звезды», показалась мне грубоватой, некорректной, и я билась в кровь и настояла, чтобы ее убрали. Всегда борюсь за справедливость. Бывает так, что пародии переписываются несколько раз, пока они не будут удовлетворять моему вкусу. Я имею полное право отказаться, ведь отвечаю соей репутацией, своим лицом.
-Вы долго хотели сделать пародию на Елену Ваенгу. Удалось?
- Долго просила, чтобы мне написали ее, потом долго оттачивала именно эту пародию, добиваясь совершенства. Ведь хорошая пародия и возникает на стыке восхищения и иронии. Однако эта моя работа вышла с таким скандалом! Поклонники Елены были возмущены, поднялась такая буча… Пока Лена не высказалась об этом положительно, защищая меня: «Это добрая пародия. Оставьте Гришаеву в покое!».
-Какие пародии самые любимые?
-На фильмы Эльдара Рязанова «Служебный роман» и «Гараж», а также на картину Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
-Приклеивается ли клеймо комедийной актрисы? Есть шоры у режиссеров, которые уже не видят Вас в другом амплуа?
- Конечно, кинорежиссеры стремятся клонировать меня в комедийных ролях, но с другой стороны «Большая разница» очень выигрышно отражает спектр моих возможностей. Признаюсь: мне больше всего нравятся роли трагикомические. Это мой любимый жанр.
-Комедийные актеры умеют так пронзительно нести трагическую тему, когда выпадает шанс… Есть сейчас смельчаки, которые предлагают сыграть настоящую женскую судьбу, драму?
-К счастью, есть. Мне так этого хотелось! И вот такой момент настал: получила серьезное предложение. Сердце замирает от волнения – я так долго к этому шла.