Комедиантка

Газета «Гудок»
11.02.10
Нонна Гришаева: «Думаю, что всем артистам больше нравится работать в театре. Потому что это живое искусство в отличие от кино, непосредственное общение со зрителями».
Нонна Гришаева – актриса телешоу, сериалов и юмористических программ, звезда академической сцены, настоящая одесситка, не боится сравнений с Одри Хепбёрн и Лайзой Миннелли.
– Вы сегодня одна из самых востребованных кинематографом актрис. А какое место в вашей профессиональной жизни занимает театр?
– Думаю, что всем артистам больше нравится работать в театре. Потому что это живое искусство в отличие от кино, непосредственное общение со зрителями. В театре всё зависит в основном от тебя самого: вот ты вышел, вот зритель и вот сцена. И ничем себя уже не прикроешь: ни монтажом, ни светом. Это просто более интересно, даёт неповторимую остроту существования. Но если иметь в виду человеческие отношения – в театре трудно. Когда я пришла в Вахтанговский, меня сразу приняла только мужская часть труппы. С женщинами как-то сложнее складывались отношения. Боюсь, что дружбы между актрисами вообще не может быть. Потому что любая артистка видит в другой соперницу. У меня вообще друзья только мужчины. Театр – это котёл. Ты в нём варишься и варишься. И эта зависть, она буквально кипит и бурлит вокруг тебя. А особенно когда что-то начинает получаться хорошо. В кино так не завидуют. Там люди просто не успевают надоесть друг другу. Зато в театре гораздо больше творческих возможностей. Я, например, сыграла такие разноплановые роли, которых кино мне пока не предлагало. Ещё на третьем курсе Щукинского училища я играла мать убиенного царевича Димитрия – Марфу. У нас на кафедре никто не мог поверить, что это я. А вот в кино в основном у меня пока только подруги главных героинь и жёны героев. Но ведь я относительно недавно начала свою кинокарьеру... Кстати, и в театре у меня всё случилось не сразу. Хотя работы всегда было много, но заветной роли мне пришлось ждать целых десять лет. Это Дениза в музыкальном спектакле «Мадемуазель Нитуш» в театре Вахтангова. Спасибо моему педагогу и режиссёру этого спектакля Владимиру Иванову за то, что дал мне возможность сыграть эту роль! Я просто наслаждалась ею и думаю, что у нас со зрителями это было удовольствие взаимное. И я всё же надеюсь, что найдётся хороший режиссёр, который снимет музыкальный фильм со мной в главной роли.
– То есть вы могли бы отказаться от кино ради театра?
– А я и отказывалась. Я же участвовала в кастинге сериала «Моя прекрасная няня». И прошла. Меня утвердили на главную роль, которую сыграла Анастасия Заворотнюк. Уговаривали сниматься, но в театре стали репетировать «Мадемуазель Нитуш». И я сказала режиссёру сериала: «От большой роли отказываюсь, а вот маленькую, на одну серию, с удовольствием сыграю!» И мне придумали роль родной сестры «няни», и довольно удачная, по-моему, серия получилась.
– Ваш главный жанр – комедия. Хотелось бы как-то расширить горизонты?
– Думаю, амплуа комедийной, характерной актрисы это вполне позволяет сделать. Наоборот, когда предлагают роли героинь, я чувствую какую-то скованность. А у характерных ролей – широчайший диапазон и огромные возможности для актрисы, играй в своё удовольствие! Но вообще-то я очень люблю трагикомедию. Есть две роли, о которых я мечтаю. Элиза Дулитл в мюзикле «Моя прекрасная леди» и Салли в «Кабаре».
– А сравнение с Одри Хепбёрн и Лайзой Миннелли вас не смущает?
– Нет, абсолютно не смущает. Почему-то совсем не страшно. Наоборот, есть к чему тянуться. Так случилось, что своё двадцатидевятилетие я отпраздновала в Америке на гастролях. У меня там живёт подруга, и вот она меня спросила: «Какой подарок сделать тебе на день рождения?» Я ответила: «Хочу посмотреть «Кабаре» на Бродвее». И мы посмотрели этот спектакль, он шёл в «Студии 54» – легендарном месте. Это была не постановка Боба Фосса, правда, тоже очень хорошая режиссёрская версия, но с крайне неудачной главной героиней – актриса играла просто из рук вон плохо. И я подумала: «Если они не боятся делать это после Лайзы, да ещё с такой никудышной актрисой, то почему же у нас-то со мной-то не попробовать?!» Я заболела этой идеей! Но пока никто, к сожалению, не откликнулся. Не исключено, что придётся самой заниматься продюсированием. Хотя я всё надеюсь, что будет какая-то инициатива извне, что всё само произойдёт.
– Вы учились петь или это только природа?
– Училась, но совсем недолго – полгода в Одесском музучилище. Там мне пытались поставить голос по всем вокальным канонам. И это мне скорее помешало. В мюзиклах не нужна классическая постановка голоса. Это не очень органично звучит. Так что главным образом я действительно пользуюсь природными данными, а не приобретёнными навыками. Я пою с детства и очень люблю это занятие.
– Вы ведь родились в Одессе. Как на вас повлияли культурные традиции этого города?
– Склонность к юмору, наверное, оттуда, как бы банально это ни звучало. Вообще, мне кажется, что Одесса – лучшее место на земле. Я туда езжу отдыхать каждое лето. И вот недавно даже квартиру там купила.
– А в Москве вы легко адаптировались?
– Я приехала сюда сразу по окончании школы, стала поступать в Щукинское училище, но в первый раз испугалась оставаться одна в таком большом городе. Вернулась в Одессу, поступила в музыкальное училище. А на зимние каникулы мы такой антрепризной, как это сейчас называют, командой сделали новогоднюю музыкальную сказку «Принцесса на горошине» и приехали с ней в Москву. Показывали её с большим успехом на сцене ДК Русакова, теперь это театр Романа Виктюка. Я отработала за время гастролей 53 спектакля, по три в день! Это было моё боевое крещение, причём, кроме «Принцессы…», в промежутках между представлениями я ещё и Снегурочкой была у ёлки – встречала зрителей. Довольно много денег заработала по тем временам. Вот, собственно, так и адаптировалась. Потом стала учиться в Щукинском, потом – театр Вахтангова. Всё было довольно стремительно.
– В вашей жизни довольно значительное место занимают телевизионные проекты. Сейчас, например, «Папины дочки»...
– Да, мне интересно там работать. Тем более что «Дочек» снимает режиссёр, с которым мы вместе учились. Особенно мне дорого шоу пародий «Большая разница», которое ведут Александр Цекало и Андрей Ургант. Это программа для интеллектуалов, и юмор там, на мой взгляд, высокого уровня. Кстати, всё время спрашивают: не обижаются ли герои пародий? Мне везёт, все мои пародируемые персонажи – женщины с прекрасным чувством юмора. И Тина Канделаки, и Екатерина Андреева, и Оксана Пушкина. После пародии на Пушкину мне позвонили от неё и сказали, что она хочет снять обо мне программу – было очень приятно. И вообще реакция на эту программу меня радует. Её смотрят очень хорошо.
http://www.gudok.ru