Журнал ЖАРА

Декабрь 2009

Поскольку со звездой "Большой разницы" и "Папиных дочек" можно разговаривать только откровенно и врать она не любит в принципе (притворства хватает в профессии), у нас вышло интервью с пробелами: зато читатель волен догадываться о недосказанном как угодно.
Что Гришаева - большая актриса, знают все. Даже если бы ее не гримировали в "Большой разнице", ее шаржи оставались бы убийственно точными - на уровне жестов, интонаций, мимики и манеры поправлять юбку. Кто видел Гришаеву на сцене - хотя бы в "Дне радио" и "Дне выборов", которые были и остаются лучшими московскими комедиями вот уже лет восемь, - не усомнится в ее энергетике и импровизационном даре, без которого обе постановки не удержались бы так долго. В кино ей везло меньше, зато на телевидении, в "Папиных дочках", она лишний раз доказала, что сильный актер силен и в сериале; короче, репутация у нее высокая, несмотря на то что блистать ей приходится главным образом в низких жанрах. Впрочем, по части высокого и низкого все настолько перемешалось, что с этого мы и начали.

-Знаете, я тут... купила вашу "Жару".

- Спасибо.

- И перелистала.

- Еще раз спасибо.

- И не понимаю, зачем это вам?

- Ставим эксперимент. Пытаемся делать неглупый журнал в легкомысленном формате.

- Формат пока легкомысленный, да.

- Нонна, вы ведь тоже наверняка наслушались про то, что работаете в постыдном для актера жанре.

- Никогда в жизни. Я считаю - и большинство согласны, - что "Большая разница" и есть самое актерское дело. Лучшие пародисты и большинство участников "Разницы" вышли из родного моего Щукинского училища. В Щуке есть предмет "Наблюдение", и занимаются им там очень серьезно. На третьем курсе ты должен уметь показать человека - жест, манеру, интонацию. Какой ты актер без этого?

- Почему, по-вашему, "Разница" так популярна? Мне кажется, потому, что всех ужасно все достало и смотреть всерьез можно только пародию.

- Интересно, я об этом не думала. Но пародия тоже может быть разная - в этом смысле "Разница" выдерживает конкуренцию, и я, кажется, догадываюсь, почему она лучшая. Потому что сегодняшний зритель - и человек вообще - страшно устал от "грузилова", его грузят на каждом шагу.

- Нонна, жизнь - довольно серьезная вещь вообще...

- Нет, его не проблемами грузят. Его пичкают ненавистью, нелюбовью, раздражением, а в "Разнице" все-таки чувствуется любовь к объекту пересмеивания. Мне вот самой большой удачей за последнее время кажется наша версия "Служебного романа". Или - жду не дождусь, когда в эфир пойдет "Гараж" Рязанова, как его снял бы Тарантино.

- То есть вы выходите из формата "Топтание на российском ТВ"...

- Мы уже на всем оттоптались. Спародировали, что можно и нельзя. А кое-что и само

по себе пародия, и это нельзя даже пересмеивать. Так что постепенно круг расширяется: будут какие-то версии классики, исторические экскурсы, наше старое кино и т.д.

- Рязанову, по слухам, очень понравились ваши упражнения.

- Серьезно? Ну, это счастье.

У нас шесть человек в трех комнатах

- А во время этого вашего "наблюдения" за персонажами на что смотрите прежде всего?
- По-разному, но начинаю, как правило, с голоса. Голос - самый наглядный портрет, интонация - как отпечаток пальца, все самое личное. Некоторых изображать крайне трудно, потому что они тонко работают. Больше всего я намучилась с Еленой Яковлевой в качестве Каменской. Проще всего было с Тиной Канделаки, потому что она - не знаю уж, изначально так было или это тонко слепленный имидж - состоит из чрезвычайно радикальных и узнаваемых жестов. И хотя гримеры у нас фантастические кудесники, - превращают одного человека в другого так, что не отличишь, ее, кажется, я могла бы показывать и в натуральном своем виде.

- У меня, кстати, вопрос: я хорошо отношусь к Тине, но почему она, не будучи ни... ладно, этого мы не пишем... почему именно она стала героиней эпохи?

- Вы серьезно считаете ее не... хорошо, этого мы не пишем... По-моему, она самая красивая грузинка, которую я видела вообще.

- И кроме того, я не вижу в ней особенного... это мы тоже не пишем...

- Нет, как раз это в ней есть. Потому что первый признак интеллекта - самоирония, а в случае Канделаки ее навалом. Достаточно сказать, что она совершенно не обиделась на наш номер. А ведь там немало жестких вещей сказано. Например: "Почему я это говорю? Потому что, когда я молчу, мне страшно".

- Я заметил. Это отличная фраза. Вы сами придумали?

- Сами мы придумываем только общий рисунок роли. Там как делается, в "Большой разнице"? Мы заказываем объект, чтобы на нем поупражняться. Большая авторская команда сочиняет текст. Дальше мы как-то его доводим. В процессе, примеряем на себя... Примерно так было в "Дне радио" и "Дне выборов" - там отличная пишущая команда, а мы разве что вышиваем по канве. Допустим, в некоторых ситуациях я лишний раз обозвала Бараца вонючкой.

- Почему "вонючка"?! В смысле - почему этих персонажей - этой ориентации, я имею в виду, - так много в журналистике, пиаре и в кое-каких видах искусства?

- А где их сейчас мало? Они более-менее равномерно распределены во всех публичных сферах. Вы ждете, наверное, что я объясню это солидарностью и происками соответствующей мафии, но в меньшинствах действительно чрезвычайно высок процент талантливых людей. Может, под давлением образуется. Я нормально с ними общаюсь, у меня много друзей среди них, хотя с одним режиссером, принадлежавшим к их числу, были постоянные конфликты, но... этого мы не пишем. Тем более, что дело было не в ориентации его, а в пьесе, которая мне не нравилась.

- Вы говорите про самоиронию Канделаки, а у вас есть она?

- Я постоянно стараюсь ее включать, потому что без этого можно сойти с ума. Это единственный способ сладить с бытом, который я ненавижу, - не потому, что он мне противен как таковой, а потому, что у нас шесть человек в трех комнатах. - Думаю, вы давно могли бы купить себе что-нибудь побольше.

- Но для этого надо продать наши три комнаты, а во время кризиса упали цены. Иначе придется платить столько, что... этого мы не пишем. Я живу в бытовом смысле трудно, не скрываю этого, мне нужно место, куда я могу вернуться после съемок и непрерывных разъездов. Их сейчас в самом деле очень много. Давно прошли времена, когда меня радовала и умиляла востребованность. Сейчас я себя чувствую разрываемой на части, а у меня многое еще не сыграно. И я говорю себе "тпру".

Трахтенберг был умнее своего образа

- Кстати, случай Романа Трахтенберга подтвердил, что шоуменство становится исключительно рискованной профессией.
- Вот его судьба повергла меня в настоящий шок. Какой это ужас - уйти из жизни со словами "Мы вернемся в студию через несколько минут". Кому-то смерть на посту кажется героической, а я не могу себе представить, чтобы жизнь и смерть разменивались на непрерывную работу. Трахтенберг был гораздо умней, тоньше и лучше своего медийного образа. И теперь он уже не успеет реализовать все то, что в нем было. В общем, откладывать ничего нельзя - я научилась твердо говорить "нет".

- И тем не менее вас уговорили на "Две звезды"...

- Вы не представляете, сколько "нет" мне пришлось сказать перед этим. Мне звонили с регулярными предложениями заняться тем, чего я не умею. Делать то, чего я не умею, для меня всегда мучительно. Зачем мне выступать в шоу на коньках, если я в жизни не встану на эти коньки? Зачем мне выступать в цирке, если я не понимаю цирк как искусство и ничего там сделать не могу? Но когда мне предложили петь - я отказаться не могла, потому что это как раз вечная мечта. Я в детстве год отзанималась балетом и год - вокалом. От балета осталась самодисциплина, то есть когда надо - я могу встать и пойти, в любом практически состоянии и в любую погоду. От вокала осталась мечта спеть когда-нибудь несколько любимых песен, самостоятельно срежиссировав их, как я захочу. И нам с Марком Тишманом - человеком, кстати, феноменально одаренным, он и сам сочиняет неплохо - разрешили эти песни поставить, как мы хотели.

"Небо Лондона", "Пароход" - все это наш собственный выбор, вещи, которые я люблю. У меня с театрального училища не было возможности самостоятельно сделать номер. Кстати, лучшей своей театральной работой я до сих пор считаю то, что мы делали в училище, - студенческий спектакль по Эдуардо де Филиппо, знаете такого?

- Уж как-нибудь.

- "Неаполь - город миллионеров" помните?

- Очень хорошая пьеса.

- Вот, я там была Ассунта. И некоторое время показывала ее монологи как концертные номера. Это мой жанр - трагикомедия. Вот что я умею и вот чего сегодня почти нет. У меня, кстати, есть смутная догадка относительно успеха "Дня радио" и "Дня выборов": когда актер сам пишет и по крайней мере сам ставит, выступая собственным продюсером, - это половина успеха. Есть точка зрения, что творческие люди ничего не умеют сами, что им надо постоянную няньку, которая за них все решит, и потому в результате получается вещь, сильно уступающая первоначальному замыслу. Скажем, фильм "День радио" был хороший, потому что его спродюсировали сами ребята плюс Цекало с Козыревым и сами позвали режиссера Диму Дьяченко. А "День выборов" получился хуже, потому что его делали сторонние люди.

- Может, там был политический заказ?

- Может, но... этого мы не пишем. Спектакль-то делался, когда все эти выборы еще как раз были, и были именно такими.

За "папиными дочками" будущее

- Кстати, в кино у вас как-то не очень складывается - оно вас использует, по-моему, едва-едва на четверть потенциала...

- Ну, здравствуйте! У меня сейчас две картины выходят одновременно с большими ролями. Первая - "Разговоры мужчин среднего возраста" Квартета И, на который опять позвали Дьяченко и опять все устраивают сами. Это, по-моему, хороший спектакль, обещающий стать хорошим фильмом. Называться будет "О чем говорят мужчины". А вторая - Александр Атанесян снимает фильм "На измене", почти уже закончил, и это новая версия пьесы Куни "Номер 13" (в оригинале - "Номер не обслуживается"), которую вы наверняка видели в МХТ.  

- Видеть-то видел, но это несерьезно, Нонна. Это милый машковский спектакль, но вещь-то простая, как три копейки, и пустая абсолютно.
- Не-ет, комедия положений - это не пусто. Это требует от автора большой точности, а от актера - высокой планки, и спектакль этот не просто так десять лет идет. Правда, у Атанесяна все переносится в Россию. Главный герой будет - депутат Госдумы, его играет Эдуард Радзюкевич.

- А вы, значит, секретарша?

- А я, поднимайте выше, жена!

- 0. Тогда действительно занятно.

- Но должна вам сказать, что я и "Папиных дочек" вполне отношу к кино. Это единственный российский сериал, с начала до конца придуманный здесь, в отличие, скажем, от "Не родись красивой", и он уже начал помаленьку завоевывать мир. Его купила Германия и сняла первый сезон, и идет он там с успехом. Это только начало, уверяю вас. "Папины дочки" - универсальное доказательство того, что снимать нужно, о чем знаешь. Лучше всего - на родной почве. Я с наслаждением там работаю. Правда, дети растут. Старшая уже поступила в Щепку, а там запрещают сниматься, по крайней мере на первых курсах. Мы и так, и сяк - не разрешили. В наше время было не так, и я отношусь к этому запрету неоднозначно, но... подробней мы не пишем. Пришлось придумать, что она уехала учиться за границу. А без нее уже не то.

- Ваши дети смотрят "Папиных дочек"?

- Младшему три, и он еще не смотрит. А старшей тринадцать, и она смотрит не только "Дочек", но даже "Большую разницу". Что меня приятно удивляет, так это понимание почти всех шуток, в том числе тех, для которых требуется весьма широкий контекст. Она вообще лучше, чем я была в ее возрасте.

- А чем вы были плохи?

- Я была очень замкнута, скрытна, в некотором смысле одинока. Она лучше меня ладит с людьми, я это уважаю.

В мужчинах три черты непростительны

- Одесса, в которой вы родились и выросли, остается кузницей талантов - или город стал не тот?

- Насчет кузницы талантов я вам сразу отвечу: хорошо, вы не берете в расчет меня, но Барац? Хайт? Половина "Квартета" из Одессы. И с Барацем я познакомилась именно в купе поезда Одесса - Москва.

- В романтических обстоятельствах?

- Совершенно не романтических. Мы ужасно выделывались друг перед другом. Нам было по 17 лет, оба только что поступили - я в Щуку, он в ГИТИС. И мы хвалились, кто круче. Так что когда "Квартету" понадобилась девушка, они вспомнили меня.

А Одесса - не думаю, что она может выродиться или переродиться. Нельзя жить в Одессе и не стать одесситом, так город устроен. Провожу там каждое лето, а в остальное время вырываюсь при первой возможности. Теперь, может, наконец будет свое жилье в Аркадии, там цены доступней московских, хотя это едва ли не лучший район города.

- В детстве вы немало времени проводили на Ланжероне?

- У моря? Естественно. Не поверите, московская погода - единственное, что в этом городе по-настоящему меня гнетет. Не могу, физически не могу триста дней в году видеть пасмурное небо.

- И что делаете?

- Стараюсь работать столько, чтобы не видеть погоды. Но вечно я так спасаться не смогу. Есть мечта со временем, когда пространство как-нибудь сожмется и изобретут нуль-транспортировку, сниматься или играть в Москве, а жить в Аркадии.

- Представляю, каково вам подниматься с утра, отправляя ребенка в школу.

- А вам?

- Я поздно ложусь, у нас обычно жена этим занимается. Или старшая, которая уже в институте.

- А у нас мама. Она работает в той же школе, где учится дочь.

- Есть у вас при таком графике время на личную жизнь?

- Позвольте, какая личная жизнь? Я замужем.

- И вам хватает?
- Да, вполне. Я даже думаю - может, мы этого не пишем? Неприлично же, чтобы женщина любила только мужа. Но ничего не поделаешь, личная жизнь сосредоточилась в нем.

- И вы его видите изредка?

- Главным образом ночами. Днем каждый занят своим делом, но в свободное время мы всегда вместе, с детьми.

- Чего вы в мужчинах терпеть не можете?

- В мужчинах есть три непростительные для меня черты: глупость, скупость, нечистоплотность. И вот что интересно: найти мужчину неглупого - сравнительно легко, то есть этот вид встречается и не вымирает. Щедрого - особенно среди умных - уже труднее, потому что умным труднее достаются деньги, интеллект их как-то морально ограничивает, и потому если мужчина умен, он, как правило, скуп. Однако найти умного и щедрого еще реально. А вот чистоплотного - не в моральном даже, это уж пусть, а в самом что ни на есть бытовом смысле... Это почти легенда. Как только я такого нашла, немедленно за него вышла.

- Напоследок: у вас нет ощущения, что в России скоро будет какой-то бенц? Или вообще какая-то перемена?

- Я не позволяю себе об этом думать. Как только все об этом подумают, тут же он и случится. Россия даже климатически - не то место, где можно позволить себе пессимизм, страх и мрачные прогнозы. Первое, что нужно сделать с утра, - это послать себе и окружающим мощный заряд позитива. Как хотите. Включите весь свет, напейтесь кофе, встаньте под горячий душ. Посмотрите на себя в зеркало. Если и это не поможет - включите телевизор. Если вам не понравится то, что там показывают, - снова посмотрите в зеркало. Тогда оно вас утешит наверняка.