Нонне Гришаевой – спасибо, что Вы настоящая!
(по горячим следам «Варшавской мелодии»)
Вот уже почти 20 лет, как мы, поколение заядлых театралов 60-70-х годов, опасаемся ходить в современный театр. Почему? Да потому, что настала эпоха режиссерского произвола, а от нее можно всего ожидать… И мы боимся увидеть на сцене что-то оскорбительное для нормального человеческого чувства, что-то скандальное, какую-нибудь провокацию с целью привлечь людей, которых за годы перестройки успели отучить от психологического русского театра, от глубины восприятия классики.
Так, Галина Павловна Вишневская однажды не выдержала и демонстративно ушла с новой постановки Большого театра оперы «Евгений Онегин». И потом решительно отказалась праздновать в театре свой юбилей. Она, лучшая в мире исполнительница партии Татьяны, просто содрогнулась от всего увиденного на сцене, назвав постановку хулиганством, падением искусства и вообще падением нации…
Вот так же и мы боимся удара ниже пояса от какой-нибудь грубой театральной поделки, нацеленной лишь на испорченный вкус.
Но я это даю лишь как предисловие. А главное в том, что это мое предвзятое мнение недавно было полностью опрокинуто. Мне крупно повезло: нас с приятельницей (тоже в прошлом театралкой с солидным стажем) лично пригласила на свой спектакль «Варшавская мелодия» заслуженная артистка России Нонна Гришаева.
Она, широко популярная в последние годы актриса и телеведущая, является, на мой взгляд, лучшей исполнительницей пародий в телевизионных пародийных шоу. Я-то давно приметила ее яркую индивидуальность и талантливость, выделив ее из бесконечного ряда сегодняшних телезвезд. Но как она-то обо мне, человеке не публичном, очень далеко отстоящем от шоу-бизнеса, узнала? Дело в том, что она в телешоу «Повтори!» сделала две блестящие пародии – на Людмилу Лядову и Аллу Баянову.
А мне посчастливилось в жизни долгие годы общаться и дружить с этими Легендами нашей эстрады, поклоняясь их блестящему таланту. Благодаря этому я написала о каждой из них целые книги, и эти книги я, конечно же, преподнесла Нонне Гришаевой. Это было на одном из концертов Людмилы Лядовой, где Нонна исполняла ее новый романс «Красные розы на белом снегу». Она очень тонко его спела, по-своему, ни на кого не похоже. Ведь она, плюс ко всему, еще и певица, обладательница замечательного голоса…
Она пригласила на свой спектакль, оставив нам на входе контрамарки. И вот 20 мая этого года мы с приятельницей отправились в Театр на Серпуховке, где давали «Варшавскую мелодию» с ней в главной роли.
Это известная пьеса Леонида Зорина, действие которой происходит после войны, в 40-х годах. Конечно, нам помнилась блестящая игра двух великих артистов – Юлии Борисовой и Михаила Ульянова. Но это было в далекие 60-е годы… А теперь, думалось нам, не устарела ли эта тема? Запрет на брак между иностранцами, когда сегодня такие браки широко распространены…
Оказалось, не устарела. В зале был аншлаг, причем очень много молодых людей.
Ведь тема вечная – любовь, претерпевающая преграды. И дело не в том, какие это преграды (вчера – одни, завтра – другие), а в том, КАК выражают свои чувства герои и КАКИМИ они предстают перед нами. Это и есть самое интересное.
Напомню сюжет пьесы. В послевоенной Москве встречаются студент-винодел Виктор (Дмитрий Исаев) и студентка Московской консерватории, полька Гелена (Нонна Гришаева). Знакомство их происходит в консерватории. Сначала они забавные и застенчивые, как дети. Первые взгляды украдкой, интерес, затем тяга друг к другу оборачивается большим чувством.
С первой сцены их отношения захватывают, и дальше интересно наблюдать, как герои идут навстречу друг другу, как их чувства углубляются до целой драматической симфонии.
Мы следим за нарастанием, за динамикой чувств, и в течение двух часов (а спектакль идет два часа без перерыва) внимание зрителей не ослабевает ни на минуту. Игра актеров так темпераментна, так заразительна, что зал дышит одним дыханием, дружно отзываясь на их реплики в нужных местах.
Оба партнера играют замечательно и очень соответствуют друг другу. Мне даже кажется, что Михаил Ульянов, великий артист, не всегда соответствовал в этой роли Юлии Борисовой. В некоторых сценах он был чересчур тяжеловесен для ее изящной игры. Например, в сцене ревности, когда она говорит по телефону с Варшавой, он, на мой взгляд, слегка переигрывал, в его голосе проскальзывали слишком властные интонации его коронной роли – Председателя… А тут у героев все чувства поданы гармонично.
Нонна Гришаева, конечно, одареннейшая актриса с большим сценическим темпераментом и обаянием. Играет легко, с тонким юмором, где-то она трогательна и наивна, а где-то очень разумна и находчива. У нее замечательная пластика движений, она прекрасно поет. В ее героине чувствуется внутреннее благородство, хорошее воспитание и достоинство. Она так проникает в роль и проживает себя на сцене, что создается впечатление, что она на самом деле такая и есть, как ее героиня Геля, в начале пьесы студентка-вокалистка, ставшая потом известной певицей и актрисой.
Этой подлинностью, легкостью и изяществом она напомнила мне двух легендарных актрис, любимиц нашей эпохи – Одри Хепберн («Римские каникулы») и Лолиту Торрес («Возраст любви»). Она из этой же плеяды героинь, в которых таинственным образом уживается рядом трогательность, скромность и даже застенчивость с обворожительным кокетством, детская наивность с умной иронией, внутренняя чистота и достоинство с влюбчивостью, безоглядностью и глубиной чувств. И Нонне Гришаевой удается в течение двух часов пленять публику этими нюансами и переходами от одного качества в другое…
Проходит долгих 10 лет... Герои встречаются в Варшаве. Она – уже известная певица, он – советский командировочный. Он женат, она замужем. Она поет для него и говорит о любви, но опять им не суждено быть вместе…
Еще через 10 лет они вновь встретятся в том же концертном зале, она – знаменитая певица, дает концерт. Их разговор в гримерной о прожитой жизни… Она уйдет навстречу аплодисментам, а он сядет на то самое место в зрительном зале, где все начиналось. И актриса будет петь свою заключительную песню, обращенную к их прошлому...
Актеры держат внимание публики в течение всего спектакля, который длиною в целую жизнь. В конце эта драматичная история многих заставляет плакать…
Да… Меняются поколения, но что бы ни делали с нашим народом, как бы ни омрачали наши души современные отношения, в глубине души люди остаются такими же отзывчивыми на прекрасное. Только дайте нам хоть иногда соприкасаться с этой (своей собственной) глубиной!
Спектакль был встречен бурными овациями и криками «браво!», артистов долго не отпускали и завалили букетами цветов. Мы с приятельницей, хоть и заплаканные, пошли за кулисы выразить свой восторг и поблагодарить актрису и режиссера-постановщика спектакля за доставленное удовольствие. Она встретила нас – дружелюбная, улыбчивая, внимательная, совсем лишенная каких-либо звездных амбиций. Но ее уже вызывал телефон, ее требовали к себе другие поклонники…
Напоследок я только успела ей сказать:
- Спасибо, Вам, Нонна, за то, что Вы – настоящая!!!
23 мая 2014 года.