Нонна Гришаева: «Я не могу без работы дышать!»

Журнал "Копилка семейных советов"
№21 ноябрь 2012

После «Большой разницы», «О чем еще говорят мужчины» и «Двух звезд», Нонной Гришаевой заболели миллионы. И ей крайне редко удается вот так спокойно посидеть в кафе, попить кофейку и подумать о чем-нибудь приятном. Вот, только настроилась – а тут я со своими расспросами…

- Нонна, как-то вы сказали, что ваш успех не выстраданный, а выработанный. Как это?
- Каждый по-своему достигает цели, по-разному идет к успеху. Я не делала ничего другого, кроме того, что много работала. И что самое интересное, и сейчас продолжаю много трудиться, хотя, казалось бы, уже можно  чуть расслабиться. Но не получается.
- Вы трудоголик?
- Абсолютный! Не могу без работы дышать. Мне все время нужно находиться в творческом процессе, иначе жизнь теряет смысл.
- Вы много снимаетесь, играете в театре, а два года назад стали еще и писателем – издали книгу «Советы дочкам. Папиным и маминым». Какой там самый важный совет, на ваш взгляд?
- Думаю, такой: в подростковом возрасте нужно очень четко определиться в каком направлении идти дальше по жизни. Нужно прислушаться к себе и почувствовать, куда двигаться. Этот преиод – решающий.
- Родители могут в этом помочь?
- К сожалению, очень часто мешают. У меня есть огромное количество примеров, когда подросток творчески настроен, а родители, к примеру: «Ты пойдешь в экономический». – «Нет, мамочка, разреши, пожалуйста!» - «Нет!» И ребенок теряет пять лет жизни. Затем кладет родителям на стол диплом и говорит: «Вот я закончил то, что вы хотели, а теперь пойду туда, куда мне хочется». Но годы же не вернуть!
- В вашей жизни были моменты, когда вы думали: вот этот путь надо было по-другому пройти, а на эту дорожку не сворачивать?
- Бывает, что я задумываюсь об этом, но мое глубочайшее убеждение: все, что с тобой в жизни происходит, не случайно. Даже если что-то идет не так, скорее всего, так нужно, и ты потом поймешь, почему эта история случилась. Были в моей жизни ситуации, когда думала: «Ну как же так? Почему?» А потом, спустя долгие годы, понимала: «Ах, вот оно что!» Ведь у нас, как принято: если что-то происходит плохое, спрашиваем: «Господи, за что?» А это неправильно! Надо спрашивать: «Для чего мне дано это испытание?»
-Когда вам в театре Вахтангова годами поручали крошечные роли, что давало силы и надежду?
-Силы мне дала Юлия Борисова (прима Театра Вахтангова. – Авт.). Когда я уже совсем отчаялась, мы с ребятами самостоятельно поставили «Нотр дам де Пари», где я пела Эсмеральду. Мюзикл был показан всего раз, и я была на грани ухода. Но после спектакля ко мне подошла Юлия Константиновна со слезами на глазах. Взяла руку и сказала такие теплые слова, что я решила: «Еще, пожалуй, останусь в театре».
-Вы работали с Романом Виктюком…
- Роман Григорьевич – фантастический человек, настоящий мастер. Расскажу вам свою историю с ним… Я как раз пришла в Театр Вахтангова, а он выпускал спектакль «Я тебя больше не знаю, милый!» За полмесяца до премьеры, когда одна из артисток вдруг поломала ногу, ему сказали: «У нас есть молодая девочка, только взяли. Танцует неплохо». Казалось бы, ввести за две недели новичка – нереально. Мало кто из режиссеров способен на такое. А если бы и рискнул, то ввел бы артиста в уже поставленный рисунок. Но индивидуальность у меня была совсем другая, чем у той актрисы, которая сломала ногу. И режиссер, увидев это, полностью поменял рисунок роли. Даже танец ввел в сценарий. Вот это Роман Григорьевич!
-Еще он научил вас кланяться зрителям!
- Я не понимала, почему Роман Григорьевич во время поклонов устраивает отдельный спектакль. Он мне сказал: «Деточка, ты три часа отдавала зрителям свою энергию! На поклонах – забирай обратно!» Играя в мюзикле «Зорро», я столько сил теряла, что думала: «Доживу ли до конца спектакля?» Невероятная по сложности работа! И каждый раз на поклонах зал отдавал такое количество энергетики, что уходила домой на невероятном подъеме.
-Когда очень тяжело дается работа, как себя уговариваете? Например, вы очень уставали в телепроекте «Две звезды» (Нонна вместе с Марком Тишманом победили в этом телеконкурсе. – Авт.)
- «Две звезды» - безусловно, тяжело, но это такой интереснейший проект! Фантастическая возможность творчески выразиться – ты делаешь то, что нравится. Когда еще смогу себе позволить спеть на сцене песни Пугачевой или Земфиры? А если тяжело и неинтересно в каком-либо проекте – я уходу. У меня такое количество работы, что уже могу выбирать. Кроме всего, на первом месте у меня – семья. И у дочки, и у сына сейчас очень интересный возраст – не хочется ничего пропускать.
-Вам нравится быть звездой?
- Я очень не люблю слово «звезда»… Как быть известной? Тяжело. Эта ипостась лишает человека в какой-то мере свободы. И либо принимаешь эти условия игры, либо не играешь. Если приняла, то будь добра терпи, к примеру, папарацци! Кстати, я уже два года не езжу из-за них на «Кинотавр». Если на кинофестиваль, то лучше в Артек. Седьмой год приезжаю. И каждый раз, гуляя по крымским аллеям, думаю об одном: как жаль, что я не попала сюда, когда мне было лет 13.
- В кругу коллег вы всегда садитесь в сторонке. Почему?
- Я по гороскопу Рак, а это очень закрытые люди. Мне больше подходит позиция наблюдателя. Не люблю быть в центре внимания в обычной жизни. Это только на сцене!
-Как вам, актрисе, удалось сохранить в себе искренность?
- Я верующий человек. Много раз жизнь меня учила: и обманывали, и предавали, но мой принцип – никогда не делай того, чего не хотела бы, чтобы делали тебе.

Беседовала Оксана Гейдор