Улыбайтесь, господа!

Журнал "Крестьянка"
Апрель 2011

На вопрос «Как жизнь?» самый грамотный ответ - искренняя улыбка. Потому что, какой бы жизнь ни была на самом деле, украсить ее можно только двумя способами - любовью и иронией.

- Можно сказать, что вы родились, чтобы смешить? АЛЕКСАНДР. С детства я хотел видеть вокруг себя улыбающихся людей. Когда мне было лет пять, я собрал во дворе вокруг себя всех девчонок и мальчишек. Повис вниз головой, зацепившись ногами за перекладину, которая заграждала путь автомобилям, крикнул во всю мочь: «Внимание, смертельный трюк!», раскачался и со всей силы... ударился головой об асфальт. Вокруг все сделали: «Ах!» - и это раскатистое «ах» я запомнил на всю жизнь, оно вызвало во мне немыслимое ликование. У меня кру¬жилась голова, было очень больно, я подумал: «Какая же сложная про¬фессия у артистов. Но ради этого стоит жить». Чтобы снова услышать восторженно-испуганное «ах!», я повторил свой «трюк». Закончилось все сотрясением мозга, о котором я не говорил некоторое время даже родите¬лям, несмотря на страшные головные боли. Зато я стал героем двора. Во всяком случае, так говорили мне в глаза. Хотя, подозреваю, на самом деле думали: этот мальчик абсолютно нездоров.
НОННА. В моем случае с детства тоже было понятно, что ребенок... не совсем нормальный. Мама любит шутить, что я сначала научилась петь и танцевать, а потом уже - говорить и ходить. В четыре года я пароди¬ровала всех артистов тогдашней советской эстрады. Но эксцентричность во мне открылась позже, в Щукинском училище. До этого мне казалось, что я романтическая героиня.
- Если вас назовут клоунами, обидитесь или сочтете за комплимент? АЛЕКСАНДР. Клоун может все! В детстве я грезил цирком. А с клоунами были какие-то особые взаимоотношения. Мне нравилось смотреть на их выступления. Но я никогда не смеялся. Я понимал, что это трудная работа, именно работа! Как-то у нас в Кишиневе три месяца гастролировал Олег Попов, от которого я был в восторге. Заваливал его письмами и, не дождавшись ответа, позвонил в гостиничный номер: «Здравствуйте, Олег Константинович! Это Саша Олешко. Я мечтаю стать артистом цирка. Что мне делать?» Попов ответил: «Первым делом - не звонить мне!» Но я продолжал ходить к нему за кулисы, донимать звонками. А в свой день рождения позвонил и пригласил его в гости. Он не пришел. Но видимо, ему стало жалко мальчика, и он пригласил меня к себе на день рождения. Я почему-то был уверен, что Олег Попов нуждается в пластмассовом винограде для какой-нибудь репризы - я искал его по всему городу. Еще я подарил огромную книгу-фотоальбом о Кишинёве. В моей голове была такая логическая цепочка: вот он привезет этот тяжеленный альбом в Москву и всякий раз, перетаскивая его с места на место, будет вспоминать: «А, альбом. Кишинев, Саша Олешко...»
НОННА. Я все-таки не клоунесса. Для этого лицо должно быть другим... более выразительным. Мой диапазон шире. Но я никогда не боялась быть некрасивой, поэтому я всегда с легкостью могла быть смешной. АЛЕКСАНДР. Сейчас, к сожалению, снимают мало хороших комедий. Мне кажется, я был бы востребованным артистом в 60-70-х годах про¬шлого века. Снимался бы у Леонида Гайдая, Георгия Данелии, Эльдара Рязанова. «Большая разница» в какой-то степени утоляет мой голод по комедийным ролям.
НОННА Пожалуй, «Большая разница» для нас с Сашей началась с того, что однажды нас попросили провести концерт. Мы выходили первыми, чтобы разогреть публику. Но артисты застряли в пробках и опаздывали. Нам ска¬зали: тяните как можете. На пульте у звукорежиссера была только мелодия «Старый рояль».  Нас спросили: «Знаете?», мы сказали: «Конечно!» Спели, заглядываем за кулисы - артистов нет. Мы говорим зрителям: «Спасибо, видим-видим, как вам нравится, мы споем на бис!» Еще раз спели, а арти¬стов все нет. Тогда мы стали петь разными голосами: Саша сымпровизи¬ровал, как бы эту песню спел Кобзон, Рената Литвинова; я изобразила, как спела бы София Ротару... В общем, мы спели «Старый рояль» на разный манер восемь раз. У нас появился багаж пародий, с которым мы потом пришли к Саше Цекало в «Большую разницу». - Что вас так роднит?
НОННА Это судьба. Во-первых, мы учились в одном училище - Щукинском, только в разные годы. Мало того, у одних педагогов. У нас мастер - Вла¬димир Владимирович Иванов. И я ходила на дипломные спектакли Саши, потому что пошел слух, что есть совершенно гениальный мальчик - надо его смотреть.
АЛЕКСАНДР. А я, в свою очередь, ходил в театр Вахтангова, чтобы на Нон- ну посмотреть.
НОННА. Мы встретились однажды за кулисами, и началась дружба. А по¬том она продолжилась в огромном количестве проектов. АЛЕКСАНДР. Сегодня я могу назвать только одну актрису, которая мо¬жет петь, говорить, играть, пародировать, танцевать, словом, существо¬вать абсолютно во всех жанрах, от острой комедии до глубоких дра¬матических ролей, - это Гришаева. И даем бенефис на двоих. Кстати, в апреле состоится наш юбилейный творческий вечер в Театре эстрады: «75 на двоих. С любовью и для всей семьи». Мы счастливы, что к нам на концерты приходят целыми семьями, с детьми, и что можем вызывать на лицах добрые улыбки, а не бездумное «ха-ха». Мы призываем наших зрителей: успокойтесь, остановитесь, не волнуйтесь, посмотрите друг другу в глаза, посмотрите на солнце, деревья, цветы. Улыбнитесь миру и вернитесь к себе. На первый взгляд эти призывы кажутся пафосными, но именно так можно обрести гармонию и счастье, которые все так ищу* и никак не находят.

http://www.krestyanka.ru